главная истина | первое доказательство | второе доказательство | третье доказательство
статьи: аутизм | Дети Индиго | фобии | шизофрения

Что такое аутизм?

Идентификация аутизма
Что общего в симптомах аутизма?
Ранняя симптоматика аутизма
Сенсорные предпочтения вашего ребенка

autos - «сам» (аутизм - погружение в себя).

Природа этого явления по сей день до конца не изучена, как с ним бороться тоже никто толком не знает. Аутизмом сейчас называют все, чему НЕ НАШЛОСЬ ОБЪЯСНЕНИЯ. Ребенку проверяют все, но ничего не находят, а проблема есть, и у этой проблемы есть вполне четкая симптоматика.

Впервые об аутизме заговорили всего 60 лет назад, но тогда это было крайне редкое заболевание. Сейчас вместо нескольких детей на 10000 аутизмом страдает в среднем 1 на 200 детей, а в некоторых странах статистика еще хуже - в Англии это 1 на 80. Рост аутизма в мире уже сопоставляют по масштабам с эпидемией.

Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность проявлений его нарушения. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость.

Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности - иногда просто гениальные - к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название "островков знания", а тех, кто ими обладает, называют "учеными аутистами". Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.

Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутрений мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией - боязнью всего нового. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети страдают сенсорной фобией - например, дети могут бояться бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т.д.

Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекает из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений.

Признаки аутизма меняются с возрастом и самые первые из них выглядят очень безобидно. Это часто вводит родителей в заблуждение "и у нас это было с первым ребенком и прошло". Да, вполне возможно что так и было, ребенок может балансировать на грани достаточно долго пока последняя капля не упадет в чашу и не произойдет то, что заставит родителей открыть глаза на реальность. Сейчас это происходит очень часто, намного чаще чем даже 5 лет назад. Регресс с потерей навыков - это страшная проблема, ее легче не допустить чем потом с ней справиться.

Ниже приведено несколько попыток систематизировать признаки аутизма. Если хотя бы часть этих признаков есть у вашего ребенка, это говорит о том, что проблема у него есть и лучше обратиться к специалистам.

Идентификация аутизма

Первые признаки аутизма обычно замечают родители, семейный врач или воспитатели в садике. Возраст, в котором это происходит, зависит от многих факторов, включая осведомленность родителей и профессионализм врачей и учителей. Родители обычно замечают что что-то не так между 18 месяцами и 2 годами. Наиболее частый симптом - отставание в речевом развитии. Часто врачи при этом говорят, что это бывает и надо просто подождать, что мальчики говорят обычно позже чем девочки (90% аутистов мальчики). В результате дети диагностируются в 5-6 лет, в то время, когда они должны уже идти в школу. При этом теряется возможность обучения ребенка в те годы, когда он наиболее обучаем – мозг ребенка заканчивается формироваться к 6 годам. По статистике дети, которые начали получать IBI терапию с 2-3 лет полностью восстанавливаются уже к 6 годам в 50% случаев, состояние остальных значительно улучшается. Если же терапия начата позже, этот процент много ниже.

Вот вопросы, ответив на которые вы можете обнаружить проблему на самой ранней стадии

  • Хочет ли ваш ребенок общаться с окружающими?
  • Интересуется ли ребенок играми или общением со знакомыми взрослыми и сверстниками?
  • Хочет ли ребенок разделять окружающее его пространство с другими?
  • Откликается ли ребенок когда вы его зовете?
  • Как относится ребенок к смене занятия? Склонен ли он к повторяющимся движением?
  • Как ребенок играет с игрушками, так как ими принято играть или использует свой, необычный подход к игре? Насколько легко ребенок выходит из себя?
  • Приходится ли вам все время идти на поводу у ребенка чтобы удовлетворить его потребность в игре или же ребенок с интересом следует за вами?
Источник: Identification and early intervention in pervasive developmental disorders

Что общего в симптомах аутизма?

Аутисты, как и другие люди, очень различаются между собой. Нет двух аутистов, которые бы имели общие симптомы. Один и тот же симптом может проявляться мягко у одного из них и резко у другого. Ниже приведены типы проблем и привычек детей и взрослых, страдающих аутизмом.

Социальные навыки Аутисты могут не общаться с другими людьми и не испытывать потребности в таком общении, они могут не интересоваться другими людьми. Аутисты избегают прямого контакта глаз и могут постоянно стремиться быть в одиночестве. Они могут иметь проблемы с пониманием эмоций других людей или говорить только о своих эмоциях. Аутисты могут не любить прикосновений и объятий или же могут позволять себя обнимать только когда они того хотят. Часть аутистов могут не замечать когда другие люди к ним обращаются. Другие могут очень интересоваться людьми, но не знать как с ними говорить, играть и общаться.

Разговор и общение.

Около 40% аутичных детей не говорят всю жизнь. Другие только повторяют сказанные им слова, это называется эколалия. Такое повторение говорит о том, что позднее ребенок все-таки сможет говорить. Например, если вы скажете такому ребенку «Ты хочешь сок?» он повторит «Ты хочешь сок?» вместо того чтобы ответить на вопрос. Или же он может повторять то, что слышал раньше. Аутисты могут не понимать жесты. Такие как помахать рукой на прощанье, например. Они могут сказать «я» вместо «ты» и наоборот. Их голос может звучать странно, может показаться, что они не могут контролировать громкость и мягкость речи. Люди с аутизмом могут стоять слишком близко к собеседнику или же говорить с окружающими только на одну тему слишком долго. Часть аутистов могут говорить очень хорошо и знают много слов, но им сложно слушать то, что люди им говорят. Они могут много говорить о том, что они действительно любят вместо того чтобы обмениваться мнениями с собеседником.

Поведение и привычки.

Аутисты могут повторять одно и то же действие снова и снова. Они хотят жить так, чтобы в окружающем их мире ничего не изменялось и чтобы события всегда происходили в привычном для них порядке. Даже незначительное изменение в этом порядке их очень расстраивает.

Источник: National Center on Birth Defects and Developmental Disabilities

Ранняя симптоматика аутизма

Симптомы аутизма могут проявиться и у ранее нормально развивавшегося ребенка. Обычно это происходит в интервале от 1.5 до 3 лет. Если ребенок это делал раньше, но не делает сейчас, означает что он теряет навыки. Потеря навыков достаточно серьезная проблема, она может сигнализировать не только об аутизме, но и о начале органических нарушений в мозге. При потере ребенком навыков всегда надо бежать к специалистам как можно скорее.

  • Проблемы с речью: ребенок может не говорить или же не ассоциировать сказанные слова с объектом
  • Ребенок боится незнакомых людей или же не делает никакой разницы между своими и чужими
  • Ребенок избегает прямого контакта глаз
  • Ребенок склонен к повторяющимся, ничего не значащим играм
  • У ребенка есть странные привычки, которые могут занимать его часами – любит тереться обо что-то спиной, например или теребить маму за волосы
  • Ребенок не реагирует на простейшие вопросы просьбы «Где мама? Принеси мячик.»
  • Ребенок не имитирует вас, например, не подносит телефон к уху.
  • Ребенок не показывает пальчиком на то, что ему нужно, а пользуется всей рукой или же плачет.
  • Ребенок не обращается к вам за помощью, такое впечатление, что он знает все лучше вас.
  • Ребенок не строит пирамидку из кубиков, а раскладывает их в ряд
  • Ребенок не понимает, что он может открыть дверь сам, вместо этого он берет вашу руку и использует ее как инструмент
  • Очень часто присутствует большая избирательность в еде. Ребенок ест только определенные вещи и не любит изменений в рационе
  • Очень часто у аутистов наблюдаются проблемы с моторикой.

Сенсорные предпочтения вашего ребенка

Аутичные проявления говорят о том, что у ребенка есть отклонение от нормы в сторону более высокой или низкой сенсетивности в восприятии мира. В одной группе перечисленных ниже симптомов ребенок может проявлять более высокую сенсетивность, в другой более низкую. Те странности, которые обычно замечают за аутистами, вызваны тем, что они иначе видят и ощущают этот мир. Даже один симптом из этого списка может говорить о том, что у вас очень чувствительный ребенок и к нему надо отнестись более внимательно.

Движение

Ребенок имеет пониженную чувствительность к движению и ищет стимуляции так:
- прыгает
- качается
- вращается
- бегает по кругу или взад-вперед

Ребенок слишком чувствителен к движению, поэтому он:
- боится встать на ступеньки эскалатора
- боится кататься на качелях и на горках
- не переносит езду в автомобиле

Ребенок имеет проблемы с моторикой:
- он неуклюжий по сравнению со сверстниками
- он не пользуется игрушками как положено
- он играет с одной игрушкой снова и снова
- он ничего не копирует
- он что-то делает только однажды и больше не повторяет это
- он бродит без всякого смысла
- он часто ложится на пол
- для него проблема задуть свечку
- он понимает людей но не разговаривает
- для него проблема вспомнить слово, которое он говорил раньше
- он непроизвольно говорит слова
- у него странный голос

Прикосновения

Ребенок имеет пониженную чувствительность к прикосновениям и ищет стимуляцию так:
- любит когда его сильно обнимают
- заворачивает себя в одеяло
- трется в узком месте (например, за диваном)
- настаивает на том чтобы одеть узкую одежду
- часто лежит на полу
- ударяется об людей
- хлопает в ладоши
- держит предметы
- кладет объекты в рот
- скрипит зубами
- редко плачет, когда ему больно

Ребенок слишком чувствителен к прикосновению:
- он не любит когда что-то липкое на его руках (пластилин, грязь, краска)
- он любит и не любит конкретную текстуру одежды
- он не любит одевать шапку и перчатки
- он не любит мочить или подстригать волосы
- не любит хрустящую, требующую продолжительного жевания еду

Звук

Ребенок имеет пониженную чувствительность к звукам
- он не показывает виду что слышит что люди говорят
- он любит музыку и конкретные звуки
- он любит игрушку которые издают конкретные звуки
- он любит когда говорят с ним как говорят в мультфильмах

Ребенок слишком чувствителен к звукам и может избегать их
- закрывает ушки
- он плачет когда включают домашние электроприборы (посудомойку, пылесос)
- он любит, когда говорят мягким голосом
- он может слышать очень слабые звуки

Зрение

Ребенок имеет низкую чувствительность к вещам которые он видит и ищет визуальную стимуляцию так:
- включает и выключает свет
- смотрит на повторяющиеся движения (переворачивание страниц книги, открывает и закрывает двери, его пальцы двигаются перед его лицом)
- выстраивает вещи в линию
- смотрит на предметы скосив глаза
- смотрит на предметы из необычного угла зрения

Ребенок имеет высокую чувствительность к вещам которые он видит и избегает визуальные ощущения так:
- он предпочитает темноту
- он часто закрывает глаза
- он избегает солнца

Запах и вкус

Ребенок не чувствителен к запахам и вкусам и ищет эти ощущения так:
- он изучает предметы облизывая и обнюхивая их
- он любит острые или пересоленные блюда

Ребенок очень чувствителен к запахам и вкусам и старается избегать эти ощущение таким образом:
- он любит перетертую еду
- он чувствителен к конкретным запахам (например к косметике)

Источник: More Than Words
Hosted by uCoz